Лондон °C

Последние новости

22:55
Минпромторг обновил перечень авто, подлежащих налогообложению как роскошные
23:37
Неконтролируемый автомобиль едва не упал с третьего этажа парковки в Екатеринбурге
16:13
Советы Госдумы предпринимателям: как сократить расходы на коммунальные платежи без льгот
15:54
Артемий Панарин из "Нью-Йорк Рейнджерс" достигает рекордного успеха в истории клуба
23:39
Необычный способ борьбы с лужами в Оренбурге: трактор в действии
20:17
Родители могут получить налоговый вычет на детей: новые условия
16:20
Театр Терезы Дуровой представляет: "Моцарт и Сальери" – драма, музыка и тайна веков
эксклюзив
16:17
Международная книжная ярмарка non/fictioNвесна начала работу с акцентом на безопасность
16:12
Центральный Банк России планирует увеличить участие пенсионных фондов в первичных публичных предложениях
17:38
Производители шоколада адаптируют рецептуры на фоне роста цен на какао-бобы
15:54
"Стальная хватка": история спортивной династии в новом фильме
22:54
Защита цвета блонда – как Ice Blond Shampoo сохраняет холодные оттенки
11:40
Как помыть окна без разводов
00:38
Почему электрофильтр С-9 7 стоит ваших вложений – инвестиции в чистое производство
00:32
Как поддерживать идеальный блонд между посещениями салона – роль шампуня Anti-Yellow
23:03
Как прямой пигмент может трансформировать ваш стиль – лайфхаки и советы
22:54
Заработок на Wildberries – с чего начать свой бизнес и как добиться успеха
14:34
Как подготовиться к установке зубного импланта – шаг за шагом
11:36
Цветочные сюрпризы круглосуточно – как выбрать идеальный букет в любое время
22:13
Доставка грузов из Турции в Россию – эффективные логистические решения
17:42
Улыбка мечты – как брекеты могут изменить вашу жизнь
10:57
Триумф на грунте: Медведев прерывает серию поражений, побеждая Монфиса
01:06
Путь к успешным ставкам на спорт – онлайн инструменты
23:36
Топ причин включить новинки в вашу музыкальную коллекцию
11:56
Топ причин устроить гендер-пати в Москве – от праздника до модного тренда
23:19
Прокси-серверы: основы и преимущества использования
14:34
Стратегии закупок сырья для стартапов в пищевой промышленности
22:58
Системы водоснабжения и водоотведения – современные решения для дома
20:14
Инструкция по инициированию капитального ремонта в многоквартирном доме
16:34
Игровые слоты в казино SpinBetter – топ причин играть
Больше новостей

Планёр Гимли

Факты
4499
0
Планёр ГимлиПланёр Гимли (англ. Gimli Glider) — неофициальное название одного из самолётов «Боинг-767» авиакомпании «Air Canada», полученное им после необычного авиационного происшествия, случившегося 23 июля 1983 года. Этот самолёт выполнял рейс 143 из Оттавы в Эдмонтон, когда неожиданно закончилось топливо и двигатели остановились. После довольно продолжительного планирования самолёт успешно приземлился на бывшей военной базе Гимли.

Последовательность событий

Обычно заправку «Боинга-767» осуществляют при помощи специального компьютера, который следит за датчиками и сам управляет клапанами в топливных магистралях. Однако при подготовке к рейсу 143 выяснилось, что этот компьютер неисправен, поэтому количество топлива было измерено вручную, с помощью измерителя уровня. Замеры показали, что в баки самолёта заправлено 11 525 литров топлива.

При определении необходимого запаса топлива используется его масса, а не объём. Для расчета массы было использовано значение плотности 1,77 фунтов на литр, которое техники всегда использовали при заправке всех других самолётов компании. Полученное число (20 400) было введено в бортовой компьютер, который рассчитал, что этого количества достаточно для планируемого полёта. Проблема заключалась в том, что компьютер «Боинга-767», более нового самолёта, использовал в расчётах массу топлива, измеренную в килограммах. Таким образом, правильное значение плотности должно было быть 0,8 кг/л, а количество топлива — 9 220 кг, слишком мало для полёта в Эдмонтон.

Ни техники, ни пилоты никогда раньше не делали таких расчётов, поэтому они повторили их трижды, чтобы убедиться, что не допустили ошибки. После этого самолёт совершил короткий перелёт по первой части маршрута — из Монреаля в Оттаву, где количество топлива снова было измерено. Затем самолёт вылетел в Эдмонтон. Капитан Роберт (Боб) Пирсон и второй пилот Морис Квинтал были абсолютно уверены, что топлива достаточно.

Во время полёта бортовой компьютер по показаниям датчиков рассчитывал расход топлива и вычитал его из введённого в него начального, неправильного, значения. Поэтому, когда неожиданно прозвучал сигнал, предупреждающий о низком давлении в топливной системе, индикаторы показывали, что топлива более чем достаточно. Пилоты решили, что неисправен топливный насос и отключили его. Так как баки расположены над двигателями, под действием силы тяжести топливо должно было поступать двигатели без насосов. Но через несколько минут сигнал повторился и было решено на всякий случай повернуть в Виннипег. Вскоре после этого левый двигатель отключился. Пока пилоты готовились к посадке с одним работающим двигателем, прозвучал громкий сигнал, которого они никогда раньше не слышали — сигнал об остановке обоих двигателей.

С остановкой двигателей на борту самолёта почти полностью пропало электропитание, отключились почти все приборы и гидросистема. Автоматически выпустилась аварийная турбина, приводимая в действие набегающим потоком воздуха. Она обеспечила достаточное для управления давление в гидросистеме и электропитание для минимального набора резервных приборов.

Пилоты не готовились к такой ситуации. Пока Пирсон пытался пилотировать самолёт, Квинтал искал в документации инструкции на случай отключения двух двигателей, но их там не оказалось. Пирсон, имевший опыт полётов на планёрах, пытался определить оптимальную скорость полёта и угол снижения, но в его распоряжении не было даже индикатора вертикальной скорости. Квинтал стал вычислять, долетят ли они до Виннипега. Он использовал показания резервного альтиметра для определения высоты, а пройденное расстояние ему сообщал диспетчер. Самолёт потерял 5 000 футов (1,5 км) высоты, пролетев 10 морских миль (18,5 км), т. е. угол планирования составлял примерно 12:1. Диспетчер и Квинтал пришли к выводу, что рейс 143 до Виннипега не долетит. Квинтал предложил лететь на авиабазу Гимли, на которой он раньше служил. Он не знал, что база была закрыта, а взлётно-посадочная полоса 32L, на которую они решили приземлиться, была переделана в трассу для автомобильных гонок. В этот день там проводился «семейный праздник» местного автоклуба, на бывшей посадочной полосе проводились гонки и было много людей.

Воздушная турбина не обеспечивала достаточного для выпуска шасси давления в гидросистеме, поэтому пилоты попытались выпустить шасси аварийно, под действием их собственного веса. Основное шасси вышло нормально, но носовая стойка не зафиксировалась.

Незадолго до посадки Пирсон понял, что самолёт летит слишком высоко и быстро. Для того, чтобы исправить ситуацию, он предпринял манёвр, типичный для планёров, но редко выполняемый на коммерческих лайнерах — скольжение. Как только колёса коснулись полосы, пилоты нажали на тормоза. Несколько шин взорвалось, не выдержав нагрузки, не зафиксированная передняя стойка сложилась. Боинг остановился всего в сотне метров от автогонщиков, приготовившихся к очередному старту.

В носовой части самолёта начался небольшой пожар и была отдана команда начать эвакуацию пассажиров. Из-за того, что хвост был поднят, наклон надувного трапа в заднем аварийном выходе был слишком большим, несколько человек получили лёгкие травмы. Однако серьёзно никто из пассажиров и людей на земле не пострадал. Пожар вскоре был потушен, самолёт отремонтирован и возвращён в эксплуатацию. Забавно, что грузовик с запчастями, отправленный из Виннипега, задержался в пути из-за того, что у него неожиданно кончилось топливо.

По состоянию на март 2006, самолёт всё ещё в эксплуатации.

0 комментариев