Лондон °C

Последние новости

10:52
Китайские ученые исследовали влияние уличного освещения на деревья и экосистемы
10:37
Москва анонсировала шесть проектов редевелопмента площадью 42,6 га
09:44
Власти планируют перераспределить средства от штрафов за ПДД
09:39
Прогноз инфляции на декабрь: причины роста цен и ожидания
03:10
Курс рубля в 2025 году: что ожидать и как защитить свои инвестиции
20:59
Топ-20 самых дорогих зданий Москвы в 2024 году
19:23
Бакальчук требует 350 млрд руб. от жены и объединенной компании Wildberries и Russ
эксклюзив
20:57
Как украсить окна на Новый год: советы и идеи
20:54
ЦБ сообщил о росте разрыва цен между новостройками и вторичкой
18:30
Новая вакцина для пациентов с меланомой и раком легких: что ожидается от клинических исследований
17:56
Евгений Плющенко подал заявку на грант для организации ледового шоу на музыку Чайковского
15:32
Двалишвили завоевал титул чемпиона UFC в легчайшем весе, победив Шона О'Мэлли
15:30
Джокович не сыграет на Итоговом турнире ATP из-за травмы
14:28
Андрей Рублев примет участие в Итоговом турнире ATP благодаря снятию Джоковича
12:51
В Москве продают квартиры в деревянном доме по цене от 2,3 млн рублей
19:57
Производители сидра предупредили о подорожании напитка в 2025 году на фоне нехватки яблок
18:10
Генпрокуратура подала иск к Shell в Арбитражный суд Москвы
15:30
Четыре жирных продукта, необходимых для поддержания здоровья крови и сосудов
15:06
Артуро Видаль и футболисты «Коло-Коло» подозреваются в инциденте с сексуальным насилием
13:27
Виктор Мозес продолжит карьеру в английском «Лутон Таун» после завершения контракта со «Спартаком»
15:30
Команда Слуцкого упускает победу в матче Лиги чемпионов АФК
14:10
«Амур» установил антирекорд КХЛ по продолжительности безголевой серии
12:46
Месси оформил дубль и принес победу «Интер Майами» в первом матче после травмы
17:54
Вакцина против рака: результаты доклинических испытаний
18:24
Причины отказа в упрощенном гражданстве РФ
02:09
Игровые слоты в Irwin Сasino – погружение в морские приключения с Dolphin Quest
01:45
Онлайн Ирвин Казино – когда рождественский дух встречает азарт в игровом автомате
02:51
Как играть в слот Ocean Magic в Ирвин Казино онлайн и использовать его преимущества
00:05
Деревянная мебель и современные тренды – что выбрать для вашего дома?
23:09
Слоты в Ирвин Казино – игровой аппарат Kings of Cash: как превратить демо в реальный приз
Больше новостей

Планёр Гимли

Факты
5040
0
Планёр ГимлиПланёр Гимли (англ. Gimli Glider) — неофициальное название одного из самолётов «Боинг-767» авиакомпании «Air Canada», полученное им после необычного авиационного происшествия, случившегося 23 июля 1983 года. Этот самолёт выполнял рейс 143 из Оттавы в Эдмонтон, когда неожиданно закончилось топливо и двигатели остановились. После довольно продолжительного планирования самолёт успешно приземлился на бывшей военной базе Гимли.

Последовательность событий

Обычно заправку «Боинга-767» осуществляют при помощи специального компьютера, который следит за датчиками и сам управляет клапанами в топливных магистралях. Однако при подготовке к рейсу 143 выяснилось, что этот компьютер неисправен, поэтому количество топлива было измерено вручную, с помощью измерителя уровня. Замеры показали, что в баки самолёта заправлено 11 525 литров топлива.

При определении необходимого запаса топлива используется его масса, а не объём. Для расчета массы было использовано значение плотности 1,77 фунтов на литр, которое техники всегда использовали при заправке всех других самолётов компании. Полученное число (20 400) было введено в бортовой компьютер, который рассчитал, что этого количества достаточно для планируемого полёта. Проблема заключалась в том, что компьютер «Боинга-767», более нового самолёта, использовал в расчётах массу топлива, измеренную в килограммах. Таким образом, правильное значение плотности должно было быть 0,8 кг/л, а количество топлива — 9 220 кг, слишком мало для полёта в Эдмонтон.

Ни техники, ни пилоты никогда раньше не делали таких расчётов, поэтому они повторили их трижды, чтобы убедиться, что не допустили ошибки. После этого самолёт совершил короткий перелёт по первой части маршрута — из Монреаля в Оттаву, где количество топлива снова было измерено. Затем самолёт вылетел в Эдмонтон. Капитан Роберт (Боб) Пирсон и второй пилот Морис Квинтал были абсолютно уверены, что топлива достаточно.

Во время полёта бортовой компьютер по показаниям датчиков рассчитывал расход топлива и вычитал его из введённого в него начального, неправильного, значения. Поэтому, когда неожиданно прозвучал сигнал, предупреждающий о низком давлении в топливной системе, индикаторы показывали, что топлива более чем достаточно. Пилоты решили, что неисправен топливный насос и отключили его. Так как баки расположены над двигателями, под действием силы тяжести топливо должно было поступать двигатели без насосов. Но через несколько минут сигнал повторился и было решено на всякий случай повернуть в Виннипег. Вскоре после этого левый двигатель отключился. Пока пилоты готовились к посадке с одним работающим двигателем, прозвучал громкий сигнал, которого они никогда раньше не слышали — сигнал об остановке обоих двигателей.

С остановкой двигателей на борту самолёта почти полностью пропало электропитание, отключились почти все приборы и гидросистема. Автоматически выпустилась аварийная турбина, приводимая в действие набегающим потоком воздуха. Она обеспечила достаточное для управления давление в гидросистеме и электропитание для минимального набора резервных приборов.

Пилоты не готовились к такой ситуации. Пока Пирсон пытался пилотировать самолёт, Квинтал искал в документации инструкции на случай отключения двух двигателей, но их там не оказалось. Пирсон, имевший опыт полётов на планёрах, пытался определить оптимальную скорость полёта и угол снижения, но в его распоряжении не было даже индикатора вертикальной скорости. Квинтал стал вычислять, долетят ли они до Виннипега. Он использовал показания резервного альтиметра для определения высоты, а пройденное расстояние ему сообщал диспетчер. Самолёт потерял 5 000 футов (1,5 км) высоты, пролетев 10 морских миль (18,5 км), т. е. угол планирования составлял примерно 12:1. Диспетчер и Квинтал пришли к выводу, что рейс 143 до Виннипега не долетит. Квинтал предложил лететь на авиабазу Гимли, на которой он раньше служил. Он не знал, что база была закрыта, а взлётно-посадочная полоса 32L, на которую они решили приземлиться, была переделана в трассу для автомобильных гонок. В этот день там проводился «семейный праздник» местного автоклуба, на бывшей посадочной полосе проводились гонки и было много людей.

Воздушная турбина не обеспечивала достаточного для выпуска шасси давления в гидросистеме, поэтому пилоты попытались выпустить шасси аварийно, под действием их собственного веса. Основное шасси вышло нормально, но носовая стойка не зафиксировалась.

Незадолго до посадки Пирсон понял, что самолёт летит слишком высоко и быстро. Для того, чтобы исправить ситуацию, он предпринял манёвр, типичный для планёров, но редко выполняемый на коммерческих лайнерах — скольжение. Как только колёса коснулись полосы, пилоты нажали на тормоза. Несколько шин взорвалось, не выдержав нагрузки, не зафиксированная передняя стойка сложилась. Боинг остановился всего в сотне метров от автогонщиков, приготовившихся к очередному старту.

В носовой части самолёта начался небольшой пожар и была отдана команда начать эвакуацию пассажиров. Из-за того, что хвост был поднят, наклон надувного трапа в заднем аварийном выходе был слишком большим, несколько человек получили лёгкие травмы. Однако серьёзно никто из пассажиров и людей на земле не пострадал. Пожар вскоре был потушен, самолёт отремонтирован и возвращён в эксплуатацию. Забавно, что грузовик с запчастями, отправленный из Виннипега, задержался в пути из-за того, что у него неожиданно кончилось топливо.

По состоянию на март 2006, самолёт всё ещё в эксплуатации.

0 комментариев