Тормозные колодки являются частью системы торможения. Их трения о тормозные диски замедляют вращение колес и обеспечивают снижение скорости движения автомобиля, вплоть до его полной остановки. Колодки необходимо периодически менять, поскольку от трения они изнашиваются.
Что такое тормозные колодки
Тормозные колодки сделаны из металла в форме пластин, на которых закреплены фрикционные накладки из металла, керамики или органических материалов. Для тормозов дискового и барабанного типов предусмотрены колодки разной конструкции, принцип их работы тоже различается. Барабанные тормоза встречаются в основном в бюджетных авто в Беларуси, их ставят в основном на заднюю ось.
Тормозные колодки состоят из нескольких элементов:
- Фрикционной накладки;
- Шумопоглощающего слоя;
- Адгезивного покрытия для улучшения сцеплении;
- Основной пластины;
- Демпфера.
На некоторых колодках установлены датчики износа или механические сигнализаторы. Такие приспособления позволяют узнавать, когда колодки достаточно сильно изнашиваются и требуется их замена. Если таких датчиков нет, стоит ориентироваться на другие признаки.
Когда менять тормозные колодки
Каждый автопроизводитель устанавливает свой срок замены колодок. Как правило, для дисковой конструкции тормозов этот период составляет 30-50 тыс. км, а для барабанных он значительно больше. Но износ фрикционных накладок зависит не только от пробега. На него влияют манера вождения и масса автомобиля – чем тяжелее машина, тем выше нагрузка на тормоза. Для примера: замена тормозных колодок Киа рекомендована через 40-50 тыс. км, но такие работы выполняются раньше при появлении:
- Скрипа или свиста при торможении;
- Металлической стружки на колодках;
- Ударов во время торможения;
- Громкого металлического скрежета.
Ощутимое удлинение тормозного пути также указывает на износ колодок и необходимость их замены. Но если скрип появляется только на мокрых колодках, а после нескольких нажатий педали прекращается, это не говорит о неисправности.
При любых изменениях в поведении тормозной системы необходимо проверить состояние колодок. Сильный износ фрикционных накладок виден невооруженным взглядом. Правда, в тормозах барабанного типа приходится разбирать механизм, чтобы осмотреть колодки. В дисковых тормозах толщина накладки хорошо видна после снятия колес.
За состоянием тормозных колодок необходимо тщательно следить и своевременно выполнять их замену. Изношенные детали не обеспечивают качественное торможение, а значит, не гарантирую и безопасность на дороге.